Напечатать текст Напечатать текст

Рождение «Синего краба»

Синий краб (рисунок Е.И. Стерлиговой)

Синий краб (рисунок Е.И. Стерлиговой)

Литературный альманах появился в отряде «Каравелла» 29 мая 1972 году. Среди его создателей были два известных человека: президент агентства ЮНПРЕСС – Сергей Борисович Цымбаленко и писательница Наталья Зоревна Соломко.

В настоящее время Сергей и Наташа живут и работают в Москве. А в семидесятые годы они жили в Свердловске и работали на общественных началах инструкторами в отряде «Каравелла».

Сергей Цымбаленко так вспоминает свой первый визит в отряд и работу над «Крабом»:

– Я учился в университете, мне было двадцать с небольшим, ехал в гости к известному писателю. Подготовился соответственно: костюмчик надел хороший, ботиночки такие приличные… А там… Смотрю все занимаются делом – яхты строят, а я в костюмчике…, просто так стою. Стою, смотрю, дальше неудобно стало. Тогда я сказал: «Давайте, ребята, я вам помогу». А они не отказались. Я увлекся. Слава (В.П.Крапивин) по своей традиции ругается. Я уже огрызаюсь. Незаметно перешли на «ты». И когда я уже поздно вечером вышел из «Каравеллы», мой единственный костюм был в краске и пятнах. С тех пор я вообще перестал носить шикарные костюмы. Стал очень просто одеваться, потому что не одежда определяет статус и уважение к человеку. Так вот в совместных делах мы и подружились с «Каравеллой».

Идея «Синего Краба» возникла у нас с Наташей Соломко, когда однажды Сергей Новоселов повел нас всех в поход. Вот там и решили, что как-то неправильно, когда писатель руководит «Каравеллой», а ребята почему-то серьезно литературным творчеством не занимаются. Тогда мы решили с Наташей создать литературный журнал, на страницах которого ребята смогут опубликовать свои произведения.

Самое интересное, что ребята, которые начали работать над «Крабом», даже не подозревали о своих способностях.

Например, были в отряде Сережка Молчанов и Костя Субботко. Они все время разыгрывали из себя каких-то смешных человечков. Представляли, что они как бы необычные люди или существа. Никто не мог понять до конца, что же они такое делают. Мы им и предложили: «Давайте, наконец, откроем тайну. Напишите об этом». Ребята рассказали, в кого они играют. Мало того, мы сняли фотографии и сделали фотофильм о том, как они все это делают.

Другие ребята: Сережка Языков, Паша Орлов, Алеша Усов… тоже обнаружили, что умеют сочинять. Паша Крапивин – один из наших первых сказочников. Он рисовал загадочные города. Он садился, брал листочек бумаги и начинал что-то накручивать, писать. Там у него были солнечная или звездная Вселенная или еще что-то. Ему тогда было лет шесть.

О жанрах мы особо не думали. Хотели, чтобы было интересно. Сначала шли в основном сказки, стихи, рассказы. Было иного смешных рассказов. Потом стала появляться публицистика. В стенгазету большие материалы не вмещались, и мы стали выносить их в «СК».

Художники тоже открыли в себе удивительные способности и начали работать. В общем, все закипело. «Крабы…» начали выходить один за другим.

Название нам подсказала песня В.П.Крапивина. Когда мы думали, как назвать наш журнал, вспомнили ее и сделали сначала эпиграфом. А потом она подсказала и название.

Первый номер был небольшим около двадцати страниц. Следующие уже потолще. Возник вопрос о переплете. Никто не знал, как его склеивать. И тогда командор В.Крапивин сказал «Я знаю». Взял готовые листы с напечатанными на машинке текстами и рисунками. Потом все это сшил, склеил и получился готовый альманах. Первое время обложкой занимался только командор, а через некоторое время и мы осмелели. Поняли, что уже можем и сами.

Также было и первыми номерами «Краба». Сначала редакторские обязанности мы выполняли с Наташей, а ребята были только авторами. Постепенно ребята сами захотели стать главными редакторами и отвечать за выпуск. Номера журнала стали очень непохожими друг на друга, но от этого стало еще интереснее. Самих ребят настолько привлекало сидеть в общей компании и творить, что творчество буквально забурлило.

Стали появляться традиции и праздники. Мы заметили, что ребятам нравится не только написать стихотворение или сказку, но и презентовать ее, рассказать другим о ней. Услышать отзывы других авторов и просто читателей о своем произведении. Да и просто было очень интересно работать вместе. Художники, редакторы собирались вместе, все продумывали и придумывали, как сделать лучше, чтобы каждый Краб был какой-то особенный. Тогда же возникла идея делать банкеты.

У нас не было икры черной или красной. Но каждый выпуск нового номера стал сопровождать праздник. Для этой встречи каждый придумывал какое-то выступление, чтобы не скучно было. Кто-то оживлял свои странички. Кто-то читал стихи. Кто-то пел. Показывали сценки и т.д. Один банкет я очень хорошо запомнил. На столе стоял огромный самовар. Над столом протянуты нитки, а на них висели баранки. Очень удобно: сидишь, пьешь чай, общаешься с авторами, руку поднял – раз – и баранку отломил.

Мы никогда не ждали, что кто-то принесет материал. Увидишь человека, который все время смеется, рассказывает истории. Подойдешь к нему и просто попросишь: «Давай, одну из этих историй запиши!» И люди откликались. Так появилось очень много материалов.

Продолжая знаменитейшую фразу редакторов всех времен и народов, мы просим всех выпускников отряда откликнуться и прислать нам свои воспоминания для новой книги, которую отряд планирует выпускать к 50-летию организации.


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост: