Напечатать текст Напечатать текст

Сергей Кисляков: «В парусном спорте прежде, чем чего-то достичь, надо сделать так, чтобы твоя яхта была безупречна»

Сергей Сафронович Кисляков на пресс-конференции в отряде «Каравелла»

Сергей Сафронович Кисляков на пресс-конференции в отряде «Каравелла»

«Человек заслуженный, человек известный, много лет назад начинал в яхт-клубе ВИЗа заниматься парусным спортом, много у него было всяких событий, приключений. Это человек, который имеет множество наград и достижений, в том числе, и в яхтостроении» – так Лариса Крапивина представила ребятам отряда Сергея Кислякова, который пришёл к нам 12 февраля 2014 года и согласился ответить на все интересующие вопросы.

Сергей Сафронович занимается парусным спортом уже не одно десятилетие, он учился у лучших, а сейчас несёт это лучшее в себе и снабжает яхтами почти весь мир. В настоящее время яхтсмен занимает должность генерального директора судостроительной фирмы «Спрей». Кстати, именно его фирма построила нашу яхту «Слава».

Вопросов у ребят было очень много, а Сергей Сафронович с удовольствием и подробно отвечал на каждый из них. Ребята хотели узнать про первые шаги мастера спорта в яхтинге, про то, в каких соревнованиях он участвовал, как возникла фирма «Спрей», какие бывали казусы на воде, какие советы и наставления может дать знаменитый яхтсмен. Давайте вспомним самые интересные моменты нашей беседы.

Во сколько лет вы начали увлекаться яхтами?

– Вообще, яхтами я занимаюсь очень давно. Моё первое воспоминание связано со старшим братом… Я помню случай, когда мы были на яхте, брат готовился к экзаменам и, чтобы я ему не мешал и не выпал случайно за борт, привязал меня верёвкой к банке. Мне было лет пять-шесть. Очень давно! А серьёзно я увлёкся яхтингом уже после армии, лет в двадцать, в то время я много занимался буером. Тогда на наших водоёмах был достаточно сильный буерный флот, и зимой по льду мы на них ходили. Это очень увлекательно, скоростная такая штука. Впечатления нереальные!

На яхте какого класса вы вышли первый раз, начинали как матрос?

С.С. Кисляков в гонке «Майский экстрим» 26 мая 2013 года. Фото: Чернов

С.С. Кисляков в гонке «Майский экстрим» 26 мая 2013 года. Фото: Чернов

– Мой яхтенный путь начинался в яхт-клубе Верх-Исетского завода, это один из старейших яхт-клубов нашей родины. Меня брат туда привёл, я занимался на яхте класса «М», такой национальный класс существовал в России, был первым рулевым. На следующий сезон меня пригласил Юрий Крюченков, он был за рулём, я был у него матросом на «летучем голландце». Мы дошли до серьёзных результатов, на первенстве России получили серебро, стали мастерами спорта. Так что с этих яхт и началось всё.

Что сподвигает Вас заниматься яхтенным спортом?

– Знаете, яхтенным спортом занимаются люди, которым интересна романтика моря и ветра. И они, я считаю, несколько отличаются от остальных, тех, кто не понимает, в чём тут интерес.

Я всегда всем привожу такой пример. У нас была легендарная яхта «Белый соболь», в её строительстве участвовало – мы посчитали – около пятидесяти человек. И мы на этой яхте десять раз были на Чемпионате России, который проводился на Онежском озере. А эта яхта полутонного класса, и чтобы её до туда довезти, нужно было просто совершить подвиг! Потому что в то время достать, допустим, железнодорожный вагон или платформу было нереально. Тем не менее, энергии хватало, команда подобралась активная, и мы десять раз там были.

Вот, однажды мы сидим ночью в яхте, ни зги не видно, туман, мы в ушанках, потому что температура близкая к нулю. И спрашиваем друг друга: «Ну, зачем мы сюда пришли? Вот, что тут такого интересного и зажигательного?» Но проходит год, и мы опять собираемся, хотя страшно тяжело было на работе отпроситься, кто-то учился, у кого-то семьи и дети, проблемы всяческие, но, тем не менее, мы из года в год туда шли. Почему? Потому что море тех, кто однажды его видел, кто знает, что это такое, всё равно тянет к себе. И это нормально.

Какое самое яркое событие было у вас во время похода на яхте в качестве капитана?

Данил Исаков: «Какое самое яркое событие было у вас...»

Данил Исаков: «Какое самое яркое событие было у вас...»

– У меня как-то был экипаж – все девчонки. Их мужья были на яхтах у Таранова, Арбузова, наших лучших яхтсменов. А ко мне всегда всех детей отдают, всех девчонок. И они пришли, говорят: «Вот, ребята там гоняются, а мы как? Мы тоже хотим быть первыми!». Я им сказал, что непременно будут первыми, если будут работать как надо. «А как надо?» – спрашивают. Я говорю: «Пойдём тренироваться». А девчонки чем отличаются от парней? Ребятам скажешь: вот, ты стоишь тут, ты – тут. Они стоят на своих местах. А девчонки всей гурьбой бегут, куда скажешь, все во всём участвуют. Команды подаются, получается, для всех. Это немного смущало, но отдача была колоссальная! И мы в одной из гонок обошли парней, которые здоровее и сильнее. Вот это было интересно, это было запоминающееся событие.

Как вы настраиваете себя и свой экипаж перед гонкой?

– Настрой такой, что надо победить. Самое главное, каждому объяснить и рассказать его непосредственное задание. То есть, если это шкотовый, то шкотовый; если это питман, то питман, человек, который управляет всеми верёвками и всеми стопорами. Каждый должен отвечать только за свой участок. И чем лучше я как капитан расставлю людей, зная их способности и возможности, тем лучше будет результат и безопаснее будет на яхте.

Как начиналась фирма «Спрей»?

Все каравелльцы хотят задать вопрос известному яхтсмену и судостроителю

Все каравелльцы хотят задать вопрос известному яхтсмену и судостроителю

– Эта история очень интересная! Фирма появилась неслучайно, яхты строились и до её создания. В парусном спорте прежде, чем чего-то достичь, надо сделать так, чтобы твоя яхта была безупречна: такелаж, сам корпус и так далее. И это заставляло готовить лодку заранее, всю зиму мы работали, чтобы потом выступить в сезоне и показать неплохой результат. После того, как я двадцать лет проработал на заводе Калинина, где строил ракеты, стало возможно организовать предприятие «Спрей». Многие ушли с этого завода к нам, теперь у нас, можно сказать, военная культура производства: очень серьёзное отношение к каждой вещи, рабочие ответственно подходят к любой операции. Чтобы яхта пошла, её надо строить очень правильно. Лучше вообще не заниматься ничем, в том числе яхтами, если будет плохо.

Почему Вы решили назвать фирму «Спрей»?

– Ну, эта история тоже связана с заводом Калинина. Там работал мой друг Николай Фёдорович, он был заместитель главного инженера, мы с ним вместе ушли с завода. Это очень эрудированный человек, многое знает, увлекается историей, астрономией. И он подсказал, что «Спрей» – это не просто какое-то слово, а так называлась яхта, которая первая прошла вокруг земного шара. В честь этой яхты и назвали фирму.

Какую первую яхту вы выпустили?

– Мы работаем уже двадцать пять лет. Выпустили более тысячи яхт. Были времена в России, когда вообще никакие корабли не строили, а мы всё-таки что-то делали. Наша первая яхта называлась «Золушка». И она действительно была Золушкой, потому что была первой. Мы перестроили её из яхты «Беркут» класса «М». Она до сих пор жива и на воде, сейчас где-то в Верх-Нейвинске ходит, там за ней ухаживают.

Вообще, из тех яхт, которые мы построили, не стыдно ни за одну. Самая известная наша яхта – это «Граф Монте-Кристо» класса «Микро». Её спроектировал Максим Таранов, а потом выиграл на ней Чемпионат мира во Франции.

Почему Ваша фирма находится в Екатеринбурге, а не у моря?

Арина Носова: «Почему Ваша фирма находится в Екатеринбурге, а не у моря?»

Арина Носова: «Почему Ваша фирма находится в Екатеринбурге, а не у моря?»

– Серьёзный вопрос, его задают многие, когда говорим, что мы из Екатеринбурга, с Урала. Они открывают карту и говорят: «Дак там камни, ребята, что вы там делаете?» На самом деле, строить яхты могут только те, кто обладает такими знаниями и умениями. У случайных людей это не получится. В советские и послесоветские времена судостроительством занимались все, кому не лень. Фирм было тысячи, особенно в Питере, они то возникали, то исчезали, а выжили мы одни. Потому что основали «Спрей» увлечённые люди, которым это интересно, хотя и не всегда выгодно. Мы не смотрели на выгоду, просто работали и поэтому до сих пор сохранились.

Вот вы же тоже не на берегу моря живёте, а на Урале. Тем не менее, вы строите яхты, изучаете морское дело. Потому что создали отряд увлекающиеся люди.

Насколько сложно управлять фирмой?

– Вы, наверное, знаете, что управлять всем достаточно сложно. Яхтой управляет рулевой – отвечает за то, чтобы она шла, за экипаж отвечает. Так же и руководитель любого предприятия. Это всегда сложно – брать ответственность за решение, которое нужно принять. Вот, бывает, приходят и говорят: так сделаем, или вот так. Человек, который руководит, принимает это решение и берёт ответственность на себя. Это тяжёлая ноша. Не каждый может справиться. У вас ведь тоже есть руководитель, который отвечает за вас, за ваши поступки, за ваши дела. Поэтому, большое почтение вашим руководителям.

Думаю, на этой пресс-конференции каждый смог почерпнуть для себя что-то важное. Я, например, навсегда запомню одну фразу Сергея Сафроновича: «Пока человек жив и считает, что яхтенный спорт – это интересно, то это будет привлекать и манить».

Алёна Федотьева, флаг-капитан отряда «Каравелла»

Фото: Всеволод Доможиров, ведущий флагман отряда «Каравелла»

Пресс-центр благодарит за помощь в подготовке текста

капитана-инструктора Алёну Хазинурову!


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост: