Напечатать текст Напечатать текст

Юрий Крюченков: «В переходе через Атлантику у нас сломалось всё, что могло!»

Юрий Владимирович рассказывает каравелльцам о своём путешествии через Атлантику

Юрий Владимирович рассказывает каравелльцам о своём путешествии через Атлантику

Наверное, все каравелльцы от матросов до флаг-капитанов где-то в душе мечтают стать настоящими морскими волками, бороздить океанские просторы и управлять большим парусным кораблём. А пока они учатся морскому делу на фанерных «штурманах» и уверенно осваивают новые олимпийские классы яхт, а также перенимают опыт у своих старших наставников. Так, в один из апрельских дней в гости к ребятам из отряда «Каравелла» приходил известный и заслуженный яхтсмен, мастер спорта международного класса, вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта, президент Свердловской федерации парусного спорта, призёр международных соревнований, чемпион России, Юрий Владимирович Крюченков.

Юрий Владимирович рассказал об истории развития парусного спорта в нашем, казалось бы, сухопутном Екатеринбурге и своём пути к большим победам:

«Первый яхт-клуб в Свердловске был создан в 1949 году. Это был яхт-клуб Уральского политехнического института, он располагался там, где сейчас «Коматек». Хотя датой создания парусной секции считается 1936 год, когда были построены первые лодки и проведены первые соревнования. Сегодня яхтинг в Екатеринбурге и Свердловской области развивается, и наши спортсмены достигают больших успехов. У нас есть свои чемпионы России, призёры международных регат. Везде наши свердловские спортсмены в верхних строчках рейтингов. Наш лучший результат на сегодняшний день – это четвёртое место в европейском парусном рейтинге в классе «Микро».

Моя парусная история началась в 1966 году, мне тогда было двенадцать лет. Я начинал заниматься парусным спортом на яхте класса «Кадет», потом пересел на «Финн», в те времена он был очень популярным. Именно в этом классе я впервые выполнил мастера спорта. А потом мы начали заниматься на яхтах олимпийского класса «Летучий голландец». О нём я могу рассказывать бесконечно!»

Интересно, что в этом году на ВИЗовском пруду снова появился быстроходный «Голландец»красавец «Фаэтон». «Машина на воде» теперь ходит (или, скорее, летает) в составе флотилии «Каравеллы», и именно Ю.В. Крюченков приложил свою руку к возрождению олимпийского класса на Урале. Тем ценнее для юных моряков было получить советы и наставления от опытного спортсмена:

Опытные юнкоры всегда задают массу вопросов гостям отрядного пресс-центра

Опытные юнкоры всегда задают массу вопросов гостям отрядного пресс-центра

««Летучий голландец» – это удивительная яхта, она в себе сочетает, с одной стороны, скорость, с другой – много технических моментов. Очень жалко, что этот класс исключили из олимпийских! Я лично был против этого решения и верю, что через какое-то время его вернут. Особенностей управления «Летучим голландцем» очень много. Вплоть до того, куда ставить левую ногу, а куда правую при повороте, где сидеть экипажу, как распределить вес…

Вообще, в парусном спорте на результат влияют такие мелочи, как правильная установка шкотов, правильная набивка вант и штага, правильная настройка мачты, правильное расположение экипажа! Настолько много деталей надо соблюсти, чтобы достичь максимальной скорости, что до сих пор профессиональные спортсмены спорят о лучших настройках яхты.

Другой извечный спор в парусном спорте – это что определяет успех на гонках? Капитан, подготовка материальной части, технические характеристики яхты или матросы? Я считаю, что ни один знаменитый рулевой не достиг бы таких результатов, если бы у него не было грамотных, хорошо подготовленных матросов. Так что результат всё-таки зависит от команды!»

Командор Лариса Крапивина не пропускает ни одной возможности привести к каравелльцам уникальных людей

Командор Лариса Крапивина не пропускает ни одной возможности привести к каравелльцам уникальных людей

Ещё одно важное и знаменитое событие, к которому Юрий Владимирович имеет непосредственное отношение, это трансатлантическая гонка «Transatlantic Maxi Cup», которая состоялась в 2012 году. Тогда впервые в истории регаты её участниками стали россияне, в числе которых был и наш собеседник. О том, как удалось реализовать этот безумный проект, какие трудности ждали экипаж в пути, насколько сложно управлять яхтой в открытом океане, с восхищением слушали каравелльцы:

«В 2012 году мы подумали, что уже очень много было достигнуто, но ни один из наших спортсменов ещё не пересекал океан под парусом. Мы решили осуществить такой проект, и пятеро жителей Свердловской области согласились попасть со мной в этот круговорот океанских волн. Мы узнали, что уже несколько лет проводится трансатлантическая гонка макси-яхт через Атлантический океан. Стартует она на Канарских островах, а финиширует на Вирджинских. Но представители России до нас в ней ни разу не участвовали. В России просто нет таких яхт. Нам пришлось договариваться и арендовать известнейшую макси-яхту «Med Spirit» во Франции. В итоге собрался экипаж из двадцати четырёх человек: десять французов, один американец, тринадцать россиян, из них пятеро из Свердловской области.»

Непросто было ребятам представить масштабы судна, на котором можно ходить через Атлантику. Ведь каравелльцы привыкли к юрким и уютным яхточкам на четырёх или шесть человек…

«Макси-яхта – это такой огромный корабль. Вот представьте себе размеры: длина мачты – тридцать шесть метров, это выше 12-этажного дома, площадь парусности – полторы тысячи квадратных метров, длина лодки – тридцать метров, вес – тридцать тонн. Лодка очень сложная в плане техники, на ней ничего нельзя сделать вручную, только с помощью специальных устройств, «гидравлики», лебёдок».

От приключений, которые выпали на долю экипажа Юрия Крюченкова, захватывало дух. Как признался яхтсмен, в процессе гонки сломалось всё, что могло! Но, несмотря на все трудности, экипаж достойно окончил регату и привёл свою яхту к финишу, установив на ней рекорд скорости:

«Стартовали в той регате восемь яхт, а финишировали только четыре. Мы заняли третье место. Хотя поломок хватало!

В первую же ночь у нас лопнул стаксель-фал и восемьсот квадратных метров стакселя общим весом четыреста пятьдесят килограмм упали в воду и тащились за нами, переломав нам всё – леерные стойки, все ограждения… Шесть часов мы его доставали из воды. Пришлось поставить другой, намного меньшего размера.

Непросто каравелльцам представить масштабы атлантических гонок

Непросто каравелльцам представить масштабы атлантических гонок

Во вторую ночь у нас сломался гик. Нам пришлось его полностью убрать, всем экипажем скатать грот (это заняло у нас двадцать часов), и за счёт того, что ткань грота очень плотная, парус сам нёс нагрузку гика. Но площадь его уменьшилась в полтора раза. И даже с таким вооружением мы смогли установить рекорд скорости – девять суток двадцать два часа. Предыдущий результат был больше десяти суток.

На такой лодке очень сложно скрутить поворот из-за большого веса парусов. Это делается так: заводится двигатель, убираются все паруса, делается поворот, и только потом поднимаются паруса и глушится двигатель. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы парус било на ветру, иначе он сломает там всё.

Когда у нас полетели леерные стойки, мы отрезали ножки от стола и закрепили их. Потому что безопасность на воде важнее всего. Как говорят, опытные моряки, если человек выпадет за борт, то можно даже не пытаться его достать. Потому что скорость такая, что в лучшем случае ты сможешь к нему подойти через четыре часа».

Много ценных советов дал моряк каравелльцам: и о том, как важно поддерживать яхтенное имущество в хорошем состоянии, и о том, какую роль в жизни яхтсмена играет соблюдение правил безопасности, и о том, как наладить коммуникацию с партнёрами по экипажу:

«Всех призываю: как только мы с вами распрощаемся, садитесь и учите английский язык! Вот прямо сейчас, не откладывая! Ни с понедельника, ни со среды, а прямо сейчас! Как только вы будете знать английский, вы будете востребованы в парусном спорте. Всё общение с международным экипажем идёт на английском языке. Главное на яхте – это коммуникации в экипаже. На судне язык жестов не работает, ведь там особо руками не помашешь, особенно в экстремальных ситуациях, каждую минуту руки заняты».

Ребята буквально закидывали яхтсмена вопросами, всем хотелось в подробностях узнать об опасном переходе. Самым каверзным был вопрос о том, решится ли Юрий Владимирович повторить поход через океан. На что спортсмен ответил честно:

Юрий Крюченков на встрече с юнкорами «Каравеллы» 8 апреля 2013 года

Юрий Крюченков на встрече с юнкорами «Каравеллы» 8 апреля 2013 года

«Нет, больше я через океан не пойду – это очень страшно! Ведь, поймите, никакие спасательные суда яхту не сопровождают в таких переходах, всё полностью на ответственности экипажа. Я лично подписал огромную кипу бумаг о том, что всю ответственность беру на себя. Более того, нас даже заставили написать завещание перед выходом в гонку. И даже страховые компании не берутся за такие переходы».

Ошеломлённые рассказами знаменитого земляка, ребята ещё долго аплодировали Юрию Владимировичу. Не часто удаётся пообщаться с человеком, совершившим опасный трансатлантический переход, тем более что таких людей на Земле не так уж и много. А кого-то из юных моряков, эта встреча, возможно ещё на шаг приблизила к осуществлению мечты.

Алёна Хазинурова, капитан-инструктор отряда «Каравелла»

Фото: Всеволод Доможиров, ведущий флагман отряда «Каравелла»

You can read the text in English


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост: