Напечатать текст Напечатать текст

«Каждый день хоть щепочку, да наклею…»

Георгий Александрович Архипов

Георгий Александрович Архипов

Когда я пришёл в отряд осенью 1989 года, меня всегда останавливал «Музей», который находился перед входом в знамённую комнату, где обитала вахта и выпускалась стенгазета. В музее были собраны разные морские реликвии, модели парусных судов и тикал настоящий корабельный хронометр. В центре музея красовалась огромная модель шлюпа «Надежда», на котором в том числе было совершено первое плавание россиян вокруг света под командованием И.Ф. Крузенштерна. Модель полностью повторяла облики старинного судна – через иллюминаторы можно было разглядеть убранство кают, кнопка на стенде зажигала сигнальные огни на мачтах «Надежды». Можно было часами изучать судно и мечтать о дальних плаваниях, что, я уверен, делали многие каравелльцы 80-х и 90-х годов прошлого века.

Модель шлюпа «Надежда» Г.А. Архипова

Модель шлюпа «Надежда» Г.А. Архипова

Автором-изготовителем этого морского чуда был Георгий Александрович Архипов, друг нашего командора-создателя В.П. Крапивина. Зимой 1991 года Георгий Александрович регулярно приходил в отряд и учил нас делать миниатюрные модели кораблей. Тогда мы стремились сделать модель чайного клипера «Катти Сарк», однако события начала 90-х лет (когда отряд был на грани закрытия – В.Д.) не позволили завершить строительство одного из самых быстроходных парусников, который сохранился и по сей день.

Тем не менее, дружба с Георгием Александровичем сохранилась, а в 1993 году в газете «Честное слово» появилось интервью с этим интересным человеком. К сожалению, через несколько лет Георгий Александрович умер, а его шлюп выкрали из музея отряда «Каравелла», но осталась вырезка из газеты с его портретом и небольшим рассказом о своём хобби.

По чертежу Петра I

О том, что вскоре мы будем отмечать 300-летие Российского флота, я услышал от Георгия Александровича Архипова. Мы стояли в окружении моделей старинных парусных судов – миниатюрных копий больших кораблей, которые он делает своими собственными руками. Такая красота!

Как у Вас появилось это увлечение? И сколько лет уже делаете парусники?

Появилось оно у меня давным-давно, ещё в детстве. Всегда мне нравились корабли, всегда было желание сделать модель и, собственно говоря, с детства я ими и занимался. Правда, первые мои модельки от настоящих кораблей отличались, как небо и земля: корпус, три мачты — и всё. Раньше заниматься где-то в клубе или кружке у меня не было возможности, в последние двадцать лет занимаюсь более серьёзно в клубе Любителей старинных парусных судов.

Георгий Александрович, где Вы берёте чертежи моделей?

В журнале «Моделист-конструктор». По этим чертежам у меня сделан фрегат «Паллада» – знаменитое судно, на котором путешествовал писатель Гончаров, а также линейный корабль «Тото Предестенация» — судно, построенное по личным чертежам Петра I. Ещё у меня сделаны ботик Петра I и «Святой Петр», а также другие модели, которых здесь сейчас нет.

Какие материалы Вы используете?

Материал я достаю, где придётся, а у нас в клубе можно достать шпон различных пород дерева, просто дерево и получить консультацию.

Какими инструментами Вы пользуетесь?

Чтобы делать такие модели, нужны обычные столярные и слесарные инструменты, то есть рубанок, долото, набор стамесок, хороший нож и т.д. Сейчас появились хорошие наборы, в которые входит ручка со сменными органами.

Сколько времени у Вас уходит на одну модель?

Несколько лет! Например, «Палладу» я делал два года, а «Тото Предестенацию» – около четырёх лет. Но это потому, что с 7.00 до 21.00 я работал на другой, основной, работе. И всё-таки каждый день хоть щепочку, да наклею.

Кто-нибудь из Вашей семьи увлекается чем-нибудь подобным?

У меня четверо внуков, но у них пока не хватает терпения и желания.

Георгий Александрович, как Вы относитесь к юным моделистам и не могли бы Вы дать советы начинающим?

Начинающие моделисты — это интересные люди. Во-первых, у них есть интерес в жизни. Во-вторых, они умеют терпеливо работать. И кем бы потом ни стали, умение что-то делать своими руками всегда им пригодится. В-третьих, интерес к флоту — полезная вещь. Россия была великой морской державой. Такой она и останется. Если будут люди, влюблённые в корабли и в море. А эта любовь с таких суденышек и начинается.

Если у кого-нибудь появится желание, увидев модель, сделать такую же, я бы не советовал заниматься самоучением, как это делал я. Лучше записаться в клуб, о котором я уже говорил, по адресу: Екатеринбург, улица Тверитина, Станция юных техников. В этом клубе замечательные руководители, два классных мастера своего дела. Их модели — по-настоящему ювелирная работа. И вот там, в их клубе, действительно можно стать настоящим моделистом.

Всеволод ДОМОЖИРОВ, 15 лет «Каравелла», г.Екатеринбург
«Честное слово», ноябрь 1993, рубрика: «Хобби-центр», страницы 22-23.

Всеволод Доможиров, ведущий флагман отряда «Каравелла»

фото из архива отряда «Каравелла»


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост: