Напечатать текст Напечатать текст

Парусный лагерь на дальних берегах

Программа на гоночной яхте Rocabella дала старт

Программа на гоночной яхте Rocabella дала старт

В конце лета 2017 года, когда основные активности флотилии уже завершились, в отряд пришло приглашение принять участие в пилотной (то есть пробной) программе международного парусного тренинга в Тивате (Черногория). Идея проведения такого тренинга пришла в голову экипажу яхты Rocabella во главе с капитаном Эдгарсом Салманисом (Edgars Salmanis – Captain of SY Roccabella Yacht Master Oceаn – 500GT Motor and Sailing Yachts, All Oceans, GMDSS General Operator, Maritime Radar Observer).

Инструкторами и организаторами тренинга стал основной гоночный экипаж яхты Rocabella – более 20 лет гоночной практики, многочисленные победы в гонках больших яхт на средиземном море. Одним из инструкторов на программе также был яхтенный капитан Алексей Самойлов: яхтенный стаж – 50 лет; мастер спорта СССР, чемпион и вице-чемпион Украины.

Ребята из четырёх стран перенимают навыки у опытных яхтсменов

Ребята из четырёх стран перенимают навыки у опытных яхтсменов

Этот опыт и знания Эдгарс и его коллеги решили разделить с мальчишками и девчонками из разных стран. В качестве основной площадки – собственная яхта XP-44. Программа рассчитывалась на яхтсменов от 10 до 17 лет. От каждой страны (России, Литвы, Латвии, Украины) приглашались по двое представителей.

Иван Нефёдов, яхтенный матрос парусной флотилии «Каравелла»

Иван Нефёдов, яхтенный матрос парусной флотилии «Каравелла»

Участие ребят от флотилии «Каравелла» в программе стало возможно благодаря меценату Евгению Стржалковскому, который отвечал за организацию яхтсменов от России. Флагман запаса Владимир Новосёлов выступил координатором и передал информацию в отряд. Поскольку программа пилотная и было много неизвестных и непроверенных моментов, то на свой страх и риск оперативно организовалась делегация от флотилии «Каравелла» из матроса Ивана Нефёдова и штурмана Кирилла Чиркова. В качестве сопровождающего с ребятами поехал Александр Нефёдов, отец Вани.

Кирилл Чирков, стажёр и штурман флотилии «Каравелла»

Кирилл Чирков, стажёр и штурман флотилии «Каравелла»

Ребятам было поручено провести «разведку боем» – узнать и проверить, что за люди проводят программу, как она организована, можно ли в будущем принимать участие и отправлять ребят от отряда, и, конечно, достойно проявить себя, подружиться и наладить дружеские связи с яхтсменами других стран.

С задачей ребята справились. Вот, что они рассказывают о неделе, проведённой в тренировках с экипажем Rocabella и ребятами из других стран.

Кирилл Чирков: «Я вспомнил всё, чему меня учили в «Каравелле»!»

Тёплый вечер навевает хорошие мысли. Трудные, но невероятно интересные дни закончились, осталась лёгкая грусть и мысли о том, как здорово всё сложилось. Неделю назад я был ещё в холодном и весьма приветливом Питере, а теперь, наполненный счастьем, новым опытом и знаниями, нахожусь в настоящих субтропиках.

Кирилл Чирков: «Я вспомнил всё, чему меня учили в «Каравелле»!»

Кирилл Чирков: «Я вспомнил всё, чему меня учили в «Каравелле»!»

Здесь, в Черногории, вместе с ребятами из Украины, Латвии, Литвы и России я перенимал опыт экипажа команды яхты Roccabella, учился искусству ходить под парусом и умело обращаться с ним, жил три дня и четыре ночи на яхте, участвовал в международной регате и двух шестичасовых переходах длинной в 30 морских миль каждый.

Детско-молодёжный экипаж Rocabella

Детско-молодёжный экипаж Rocabella

«Лагерь» начался со знакомства. Каждый из участников представился, сказал на английском пару слов о себе и получил футболку со своим именем. Почти ничего необычного и особенного, за исключением того, что мы были из разных стран. Покушали, поговорили немного и отправились спать. На яхту. Здесь и началось интересное. Мы видели до этого нашу лодку снаружи и даже заходили в каюты, но одно дело просто заходить и совершенно другое — спать. Казалось бы, что тут такого? Лежать втроём в тесной каюте совсем не удовольствие? Однако это совсем не так. Ощущения того, что ты первый раз в жизни спишь на настоящей 44-футовой яхте, и что уже завтра ты пойдёшь на ней в море, незабываемы.

Ночь пролетела быстро незаметно и настало долгожданное утро. Привести себя в порядок, позавтракать и, наконец, подготовить всё к выходу в море.

Командная работа на подъёме стакселя - матросы выбирают фал и держат шкаторину, чтобы ликтрос не заклинило в пазу

Командная работа на подъёме стакселя - матросы выбирают фал и держат шкаторину, чтобы ликтрос не заклинило в пазу

Составить лист экипажа, зарегистрировать его у работников порта, сообщить о том, что вы покидаете этот город и не вернётесь сегодня обратно, обозначить место назначения и, если потребуется, попросить ассистента для выхода на открытую воду. Обязательная процедура в любом порту. Конечно, если вы часто бываете там, это можно делать и по рации, но первое время придётся бывать там лично. Если же не зарегистрироваться, можно получить довольно большой штраф.

После завершения данного действия и получения разрешения на выход, мы отшвартовались, вышли на моторе в открытое море и взяли курс на Будву.

Ветер был слабый, поэтому постановка парусов не вызвала затруднений. Мы менялись ролями и каждый успел попробовать себя в любой работе на борту. Будь то готовка перекуса или же управление парусами и яхтой. На протяжении всего пути штурвал держали только мы, юные яхтсмены. Инструктора лишь давали советы и объясняли, как правильно обращаться с тем, за что мы взялись.

Последние несколько миль ветер совсем утих и пришлось идти на моторе. Последний в очереди на штурвал был я, и потому честь заходить в марину(marina) и швартовать лодку выпала мне. В первую очередь нужно согласовать своё прибытие с работниками порта и узнать, где будет ваше место. После, аккуратно передвигаясь, учитывая направление ветра, подойти к причалу, первым задать наветренный швартов, после наветренный муринг, далее в любом порядке подветренные муринг и швартов.

Экипаж преодолевает трудности непогоды...

Экипаж преодолевает трудности непогоды...

Вечер, отдых, усваивание полученных за день знаний, питание, прогулка по городу и сон.

Следующий день, обратная дорога, сильный ветер и дождь, сырость и холод. Однако всё не так плохо. Отрядный анорак отлично проявил себя и не пропустил ни одной капли воды, ни одного порыва ветра. А поскольку на яхте всегда есть, чем заняться, то и остыть, и замёрзнуть попросту не успеваешь.

Это был просто безумно замечательный день. С креном, двухметровыми волнами, скоростью ветра, достигавшей двадцати узлов, и скоростью яхты до 15 узлов, брызгами и огнём в глазах. Мне за штурвалом достался участок пути в лавировку и именно тогда я понял, насколько важны «колдунчики» на парусах. Чтобы идти максимально эффективно, грот и стаксель настраиваются на максимально острый курс и больше не меняют своего положения до конца лавировки, лишь переходя с одной стороны на другую, при смене галса. Здесь уже только работа рулевого. Смотришь только на стаксель и на его колдунчики, замечаешь, что начали завихрятся – увались. Видишь, что полностью работают – приводись до максимально острого курса. И так, всю лавировку ты играешь с ветром. То уходя от ветра ниже, по поднимаясь к нему.

В такие моменты нужна максимальная концентрация, ведь ветер меняется всё время, и, если прозевать, то можно сильно потерять в скорости или отойди в сторону слишком далеко. А ещё осознаешь, насколько перед силой ветра слабы люди. Даже все вместе мы почти не могли изменить угол крена яхты, как будто мы совсем ничего не весили. Только разные махинации с гротом и стакселем могли ослабить давление ветра на лодку.

Для победы нужно не только хорошо управляться со снастями и румпелем, но и учится взаимодействовать в многонациональном экипаже

Для победы нужно не только хорошо управляться со снастями и румпелем, но и учится взаимодействовать в многонациональном экипаже

В тот день я получил огромное количество эмоций, замечательные воспоминания и бесценный опыт, который останется со мной навсегда.

Вечером, после такого насыщенного мокрого дня, горячий душ показался особенно хорошим. Думаю, можно даже не говорить о том, что спалось просто замечательно, ведь все силы были потрачены и их нужно было восполнить.

В завершающий день для нас устроили дружескую регату на гоночных яхтах blu 26. Всего в ней участвовали три экипажа. Два сборных с Roccabella и один Черногорский из местной яхтенной школы. В нашем экипаже было двое парней и девушка из Латвии, девушка из Украины, инструктор Гунча из Латвии, несколько говорящий на русском и я.

Ветра с утра не было совсем, но перед самым стартом он не на шутку разгулялся и в нужное время яхты будто летели над водой. К сожалению, было всего четыре гонки, а мы смогли собраться и начать хорошо взаимодействовать на разных языках только к третьей. Потому результат оказался не самым лучшим. Однако место в регате это не самое важное. Главное то, что мы, впервые собравшись таким экипажем, впервые на такой яхте, впервые со спинакером, всё-таки смогли выиграть в последней, четвертой гонке.

Гонка включает проверку работу экипажа на всех курсах и со всеми парусами

Гонка включает проверку работу экипажа на всех курсах и со всеми парусами

Мы менялись на руле от гонки к гонке, чтобы каждый мог попробовать рулить и каждый мог поработать со шкотами. Во время четвертой гонки выпала моя очередь и желание взять хоть раз первое место было очень сильным, ведь до этого мы два раза пришли третьими и один раз вторыми.

Я сразу же договорился со всеми на английском и русском о том, как буду отдавать основные команды, немного покрутился, чтобы почувствовать лодку, вспомнил всё, чему учили в «Каравелле», что прочитал в книгах и что понял в последние дни. Собрался с мыслями и пошёл. Конечно, всё прошло не как по маслу, но цель была достигнута — первое место в гонке. Не столь важно, что мы не выиграли в регате, важно то, что в этой гонке каждый из нас хотел одного. Каждый знал, что он должен делать и делал это так хорошо, как только мог. Весь экипаж работал как одно целое. Это было очень захватывающе и красиво.

После небольшое награждение, ужин, отдых, разговоры обо всём и сон.

Утром следующего дня уехали девчата из Украины, а потом и все остальные. Прошло всего три дня, но за это время я узнал и увидел так много нового, усвоил так много того, что долгое время не мог понять, попробовал так много интересного, чего не делал ни разу в жизни, что, казалось бы, столько не успеть и за неделю. За эти три дня я очень сильно улучшил свои навыки яхтсмена и много практиковал английский язык, нашёл новых знакомых и друзей.

Иван Нефёдов: «Каждый из ребят постоял за штурвалом и почувствовал себя шкипером»

Иван Нефёдов за штурвалом морской крейсерской яхты

Иван Нефёдов за штурвалом морской крейсерской яхты

Первый день на Roccabella мы отправились из Тивата в Будву. Переход длился целый день. Вода солёная, море глубокое. Волны в тот день были небольшие, а погода солнечная. Поначалу был слабый ветер, но потом и его не стало, поэтому последние мили шли на моторе.

Во второй день, на обратном пути, с самого утра лил дождь. Нужно было много всего делать на лодке. Все промокли, очень замёрзли, однако ветер дул не прекращая и благодаря дружной работе мы дошли до Тивата. Хотя из-за волн высотой в два метра меня укачало и какое-то время я не мог ничего делать. Оба перехода каждый из ребят постоял за штурвалом и почувствовал себя шкипером. На самом деле это довольно сложно, да ещё и крен сильный.

Даже самые яхтсмены из экипажа Rocabella справились с лодкой в штормовую погоду

Даже самые яхтсмены из экипажа Rocabella справились с лодкой в штормовую погоду

В последний день была регата на гоночных яхтах blu 26, на которой выступали два экипажа с Roccabella и один из Черногории. День был жаркий и до начала регаты был штиль. Без помощи моторной лодки мы добирались бы до места проведения регаты очень долго. Ближе к началу поднялся сильный ветер. Яхты неслись по воде. Крен был потрясающий. Я впервые работал на гика-шкотах.

Всё время от начала лагеря и до конца с нами были замечательные инструктора Эдгарс и Гунча из Латвии, Алексей из Украины и Гунтерс. Я многому научился за эти дни и многое попробовал впервые.

Инструктора – организаторы тренинга Young sailors camp ежедневно высылали отчёт о прошедшем дне и набор фотографий,

которые делал матрос и замечательный фотограф Gatis Rozenfelds:

23.09.2017

Roccabella sailing team is proud to announce the second year of organizing sailing camp for children in Adriatic sea. This is the first year when we will bring together young sailors from several countries to learn how to live on water and sail on contemporary racing sailing yacht. We are Happy to welcome children from Latvia, Lithuania, Ukraine, Russia and Montenegro.

From 23-27 of September on board of sailing yacht Roccabella XP44 they will learn how to navigate, trim sails and steer racing yacht. Most important, that they will live and work together in international team, in beautiful area of Boca bay in Adriatic sea. The Main camp location is in Tivat, but they will sail to Budva on sailing yacht XP44 as well later will have friendly competition on sailing boats Blue 26 in Port of Montenegro. Later information will follow.

Roccabella sailing team captain Edgars Salmanis.

24.09.2017

Young sailors today made their first sailing on yacht Roccabella. Roccabella is team and boat name. As sailing yacht, it is 44 feet boat produced by X-yahts in Denmark and is very competitive contemporary racing boat for sailing in open sea regattas. With this boat we as team have participated in regattas in Baltic and Mediterranean sea for last 3 years and got good results. For today 9 young sailors (3girls and 5boys) from 4 countries sailed from Tivat to Budva. Totally we made 29 nautical miles in different wind conditions. So, we had opportunity to try all sails, large Genaker sail as well.

All of young crew members tried to work on different positions on boat and were trained by our experienced team members. So, at the end of day it seems that first day in sea was successful.

Roccabella sailing team captain Edgars Salmanis.

25.09.2017

As well as on land, on water we have sunny days and rainy days as well. Today we had rain. But sailors do not choose weather, they choose what to wear and go on. We did the same and young sailors enjoyed rain, wind, a bit of waves and friendly company on board of sailing yacht Roccabella. We sailed back from Budva to Tivat, wich by the sea is around 28 nautical miles. Young sailors could learn downwind sailing in waves and wind conditions up to 22 knots and bout speed up to 9 knots.

Roccabella sailing team captain Edgars Salmanis.

26.09.2017

There are no better way, how to learn sailing as competition on one design boats. Today we made races in beautiful Boca bay on one design sailing yachts Blue 26. Together with Montenegro young sailors there were 3 sailing boats with crew from 4-5 sailors on each. With changing wind conditions, but beautiful sunshine all day long young sportsmen could make 4 races. Most successful was boat with instructor Aleksej Samoilov on board while sailors in Guntars Bramanis and Olgas Salnikovas boats made tuff competition for points. In the end of the day winners were all of young sailors due to fact that for most of them it was first experience on sailing this type boats and working together in crews. So, we organizers are happy for that what we saw. With that our this years sailing camp is over and see You next year.

Roccabella sailing team captain Edgars Salmanis.

Программа тренинга Young sailors camp 2017 прошла успешно. Несмотря на то, что это был пилотный проект: организация была очень хорошая, дни – насыщенными, а участники – довольными. Благодаря Rocabella участие в программе полностью бесплатное. Ребята из отряда себя очень хорошо проявили. В следующем году от отряда к участию пригласят больше участников. Очевидно, что путёвки получат лучшие яхтсмены флотилии, которые заинтересованы в том, чтобы развивать своё мастерство.

текст подготовил Владимир Новосёлов, флагман отряда «Каравелла» в отставке

Фото из архива Rocabella


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост: