Напечатать текст Напечатать текст

Нестандартное дело команды «Штандарта»

Володя Новосёлов загребает на гичке

Володя Новосёлов загребает на гичке

– Подготовить пушку к выстрелу, привязать флаг, установить румпели – раздавал капитан команды. – Пыж в стволе застрял! – голосили юные матросы, облепив корабельную пушку со всех сторон. – 10 минут на решение проблемы, если пыж достать не удастся «ба-бах!» будете кричать сами – хмурясь сказал капитан.

Капитан был настоящий, как и тяжёлая чугунная пушка, из которой так и не удалось за 10 минут вынуть застрявший пыж. Поэтому старт регаты в честь фрегата «Штандарт» был дан выстрелом из сигнальной ракетницы.

Здесь, на продуваемом балтийскими ветрами Петровском острове мы (ветераны отряда Владимир Новосёлов и Вика Аганина) оказались почти случайно. Небольшая предыстория:

Уже 2 месяца как я живу, учусь и работаю в Санкт-Петербурге, и, конечно, годы проведённые в отряде и недавние летние программы уже стали внутренним ритмом жизни – паруса, занятия, ребята…, здесь этого сильно не хватает. Вика Аганина живёт в Питере уже второй год и так же скучает по славному морскому отрядному братству. И вот, в начале недели, мне приходит письмо от Даши Боровой (свой в доску человек, которая в Москве организовала с ребятами строительство яхты «Чиж», проводит программы на Белом море и много путешествует) о том, что в Петербурге будет проходить регата в честь фрегата «Штандарт». Я позвал Вику – и вот мы здесь.

Гички ожидают свои экипажи

Гички ожидают свои экипажи

Центральный яхт-клуб на Петровском острове значительно превосходит размерами и оснащением родную нашу базу Екатеринбургской Морской Школы. Сколько здесь стоит яхт – и не сосчитать. Придя пораньше, мы с Викой и московскими друзьями нашли эллинг, в котором размещается команда «Штандарта».

Нам это кажется почти невероятным, но в 1999 году эти ребята спустили на воду построенный своими силами настоящий фрегат, прообразом которого был первый корабль балтийского флота, заложенного по указу Петра I в 1703 году. «Штандарт» имеет три мачты, водоизмещение 220 тонн, длину 27,5 метра по корпусу, 34,5 метра общую, ширину 7,0 метров, осадку 3,3 метра, проектную скорость под парусами 10-11 узлов. Экипаж – приблизительно 40 человек.

Летом ребята на фрегате путешествуют по европейским морям – Балтийское, Северное, Норвежское и др. В силу некоторых административных причин (тысяча дохлых медуз за шиворот глупым чиновникам) фрегат сейчас не может находиться в территориальных водах России. Поэтому зимовать ему приходится в Гамбурге.

Консервация судов после гонки

Консервация судов после гонки

Но ребята времени даром не теряют. Помимо корабля они на своей верфи, которая очень напоминает нашу мастерскую, строят капитанские гички. Гичками называются лёгкие длинные быстроходные парусно-гребные шлюпки с распашными вёслами, острым носом и транцевой кормой. Эти лодки характерны простотой конструкции, и в то же время отличаются необыкновенной изящностью формы. Лодка длиной 12 метров имеет 10 вёсел, три мачты и рассчитана на экипаж из 13 человек. Гичка красива, быстроходна и необыкновенно интересна в управлении — для максимального использования её мореходных качеств, требуется высокий уровень слаженности и чёткости в действиях экипажа.

Гички строятся во многих странах мира по единым чертежам в рамках международной молодёжной программы «Atlantic Challenge». Раз в два года команды из 14 стран мира со своими лодками собираются вместе на фестивали-соревнования.

Фрегат

Фрегат

Надо сказать, что люди в «Штандарте», как и в отряде – разных возрастов и размеров. Руководитель – капитан фрегата Владимир Мартусь, по виду – настоящий морской волк. Человек с мудрым и улыбчивым взглядом, боцманской внешности – Сергей Алфеевич (которого все зовут просто Алфеевич) – мастер по строительству, остальной народ был такой же разношёрстный как в отряде – инструктора (здесь – капитаны гичек) и ребята.

– Вовка, бери жилеты и пойдём – быстро сориентировалась Вика в неразберихе и суете подготовки. Мы взяли связки со спас-жилетами и понесли их к пирсу. У пирса, втугую пришвартованные, стояли 4 гички – Альфа, Браво, Мечта – построенные силами «Штандарта» и «Dignité» – гичка ребят из «Atlantic Challenge».

Построение, определение экипажей, нам с Викой и друзьями из Москвы удалось попасть в один экипаж, и нашим капитаном был сам Владимир Мартусь. Как мы ни упрашивали его поставить паруса, он наотрез отказался идти на воду под парусами с непроверенным экипажем, ну и правильно, ведь это вам не ВИЗовское водохранилище, здесь навигация больших судов, Финский залив, большая волна и морской ветер. Мы бы, конечно, справились, ну, да ещё успеем! Вёсла, так вёсла!

Когда ты идёшь на гребном судне, важна слаженная работа всего экипажа. Каждый взмах лопастей должен быть ровным и синхронно-точным. Ритм махов по бортам определяют два человека сидящие на загребе. На них же и лежит основная нагрузка. Конечно же, я сразу напросился быть загребным, на пару с Машей из экипажа «Штандарта». Ох, немаленькая нам предстояла дистанция – почти что марафон, вокруг всего Петровского острова, при том по малой Неве предстояло идти против волны и ветра. Дваааа-раз! Двааа-раз! – дружно выкрикивая, мы «гнули весла». На встречном ветре я стал выбиваться из сил, но Вика была рядом! Подбадривала меня своими неизменными шуточками. Вспоминали истории из «Штормового» и с июньской практики.

Финишировали – заняли почётное четвёртое место, но остались довольны и счастливы! Нам предстояло ещё много работы – нужно было вытащить гички и подготовить к зимовке. Сразу вспоминается наша отрядная «консервация» и это прибавляло сил.

После всех приключений, продутые холодными ветрами, мы пили чай и рассказывали ребятам «Штандарта» про отряд. Разговаривали о дальнейших планах и возможностях проведения совместных программ. Будем здесь работать в этом направлении, и вы, ребята в «Каравелле», не подкачайте! Увидимся на «Штандарте»!

Владимир Новосёлов, флагман отряда «Каравелла» в отставке
Фотографии предоставлены автором

Гички, вёсла и волна. Гонка на приз фрегата «Штандарт»


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост:    

Оставить свой комментарий