Напечатать текст Напечатать текст

Почувствовать код времени

Официальный баннер фестиваля

Официальный баннер фестиваля

Тайм код – фестиваль молодёжной журналистики, который проходит в Екатеринбурге уже в девятый раз и традиционно он проходит в Дворце Молодёжи. Как гласит легенда фестиваля, идея организации этого события появилась у знаменитый певца и общественного деятеля, основателя и бессменного лидер рок-группы «Чайф» Владимира Шахрина. А организаторами и бессменными руководителями являются известный журналист Ирина Росинская и директор Дворца Молодёжи Константин Шевченко. Возглавляет жюри декан факультета журналистики Уральского Федерального университета Борис Николаевич Лозовский.

Пресс-конференция с членами жюри

Пресс-конференция с членами жюри

Командор отряда «Каравелла» и по совместительству председатель рабочей группы по взаимодействию со СМИ Общественной палаты Свердловской области Лариса Крапивина, все девять лет является бессменным членом жюри данного фестиваля, проверяя и оценивая печатные работы школьников и студентов. А Всеволод Доможиров, ведущий флагман отряда, оценивал вместе с Ларисой печатные работы юных журналистов уже в седьмой раз. Весь состав жюри весьма солидный и вызывает доверие и уважение. На Тайм-Код присылают работы школьники и студенты со всей России. Оцениваются статьи, интервью, детские и молодёжные издания, фотоработы, интернет страницы, видеоматериалы.

Константин Шевченко приветствует участников фестиваля

Константин Шевченко приветствует участников фестиваля

С самого утра в снежный субботний день 2 ноября 2019 года каравелльцы стали собираться в главном фойе Дворца Молодёжи. Первое событие пресс-конференция с членами жюри, которую вела Ирина Росинская. Здесь каждый участник мог задать жюри волнующие его вопросы. Все представители жюри были в весёлом приподнятом настроении, шутили, рассказывали о том, как они читали и оценивали работы, что им понравилось, что особо «зацепило» или, наоборот, не понравилось в работах юнкоров.

Ирина Росинская - главный организатор фестиваля Тайм Код

Ирина Росинская - главный организатор фестиваля Тайм Код

Иногда беседа уходила в сторону на общие проблемы современных детских и молодёжных СМИ. Также было сказано, что «Тайм-Код» официально получил федеральный статус и теперь награды этого конкурса дают победителям большие преимущества, в том числе и при поступлении на профильные специальности.

Далее, каравелльцы распределились по четырём мастер-классам, проходившим в одно время в разных пространствах Дворца Молодёжи. Я выбрала мастер-класс по репортажной фотографии, который провёл для начинающих фотографов Александр Фёдоров, фотокорреспондент, трэвел-журналист и документалист.

Каждый настоящий журналист – хороший вор

Александр Фёдоров рассказывает юнкорам о тонкостях работы трэвел-журналиста

Александр Фёдоров рассказывает юнкорам о тонкостях работы трэвел-журналиста

Александр начал свою лекцию довольно необычно – с рассказа о себе и своей технике. Считается, что фотограф – человек с огромным количеством разнообразного оборудования: обязательно дорогим зеркальным фотоаппаратом, вспышкой, несколькими объективами и различными отражателями-рассеивателями. Он же поехал автостопом в Азию практически без денег с самой дешёвой беззеркальной камерой.

На своём собственном примере он показал, что фотограф – он и без супердорогого оборудования фотограф. Кадры, сделанные нашим лектором в той поездке, поражали. Невозможно было поверить, что такое вообще возможно снять на «мыльницу». Когда в той поездке по Азии деньги у Александра закончились, он решил попробовать отправить свои снимки в различные крупные travel-издания. В одном из таких изданий редактор в очень жёсткой форме отказал начинающему фотографу, заявив, что такие снимки не достойны любого печатного издания.

Каравелльцы получили массу интересных сведений

Каравелльцы получили массу интересных сведений

На следующий же день Александру написал другой редактор из того же издания, с радостью взяв кадры и оплатив их публикацию. Этот случай показал всю важность отправления своих материалов в разные издания и в каждом издании нескольким редакторам, ведь человеческий фактор и субъективность оценки никто не отменял. Так Александр и жил в Азии: путешествовал, фотографировал, отправлял свои работы в разные издания, получал за публикации небольшие деньги и только на них и жил. В Азии этих денег на жизнь хватало «за глаза». После той поездки Александр стал работать на несколько изданий, путешествуя и отправляя им свои материалы.

Случился кризис, и цены поднялись, а зарплаты упали, и всем журналистом стало ещё сложнее. Теперь со всех стали требовать мало того, что интересные, качественные и объёмные фоторепортажи, так и ещё, в дополнение к фотографиям, развёрнутые статьи. По его мнению, 99% фотожурналистов в России работают практически бесплатно, за копейки. Он приводил пример, что в одном из популярных изданий за одну фотографию платили целых 13 рублей! Если вы хотите заниматься фотографией всерьёз, то запомните, что фотожурналистика – работа очень сложная и не за деньги, а за идею.

Делегация бравых каравелльцев на фестивале во Дворце молодёжи

Делегация бравых каравелльцев на фестивале во Дворце молодёжи

Со слов лектора, достаточно интересной вещью в работе фотожурналиста, являются пресс-туры. Что же это такое? Журналист отправляется в поездку на несколько недель полностью за счёт какой-либо компании: министерство туризма некой страны, Аэрофлот, S7, Panasonic и так далее, а затем предоставляет материал. Разумеется, здесь не обойтись и без рекламы, отели, такси, авиакомпании: здесь работает правило «кто больше заплатит».

Однажды Александр за свой счёт отправился на 3-4 месяца (с февраля по май) в Якутию, к оленеводам, где полностью погрузился в их жизнь. В первый день он готовил ужин, во второй день заготавливал дрова, в третий день помогал в работе с оленями. И так всё время.

Параллельно с этой работой он писал тексты про жизнь этого племени и много фотографировал. Жил такое большое время в не самых лучших условиях ради одного репортажа. Этот репортаж должен был быть опубликован в русском отделении одного всемирного издательства. Но в Америке вышла статья на эту же тему, тему оленеводов, и Александра отказались публиковать.

Эта история стала своеобразной подводкой к проблеме национализма в международных СМИ. Считается, что крупные СМИ могут принять материалы от любого человека, если материал на самом деле профессионален и достоин публикации. Но проблема в том, что американские издатели предпочтут публиковать американцев, итальянские – итальянцев, а русские – русских. Интересно ещё то, что национализм присутствует и в самих темах публикаций. Какую статью опубликуют в русском журнале: про пенсионера из Конго или про дедушку из Подмосковья? Разумеется, про нашего родного деревенского дедушку. Поэтому материал надо подбирать под издательства. При этом в русских изданиях «на ура» идут темы про русскую культуру за границей. Например, репортаж про Кубинский национальный балет, который был привезён туда именно русскими. Этот материал опубликовали несколько русских изданий с огромной радостью А не менее интересный репортаж про рестлинг на той же Кубе нехотя опубликовали в не самом популярном в России издании.

Но жизнь travel-журналиста не всегда так проста, как показывают по телевизору. Это много работы, поиски нужных мест, людей, оформление документов на съёмку. Однажды из-за отсутствия разрешения на съёмку, Александр попал в военный плен в Венесуэле на месяц. Зато именно тогда он смог снять очень интересный материал про жизнь коренных племён в Амазонских джунглях.

Главным умением журналиста, по мнению нашего лектора, является умение договориться. Договор о гранте на съёмки фильма, на поездку, на новую технику, договор о публикации, выставке, показе… Тут нужно уметь подать себя и показать, что это нужно тому, кто даёт деньги или публикует. Так, однажды, после той поездки в Амазонию, Александр решил самостоятельно организовать свою собственную фотовыставку. Все музеи и галереи Москвы по разным причинам отказались выставлять у себя такие фото. Кто-то специализировался на современном искусстве, кто-то устанавливал заоблачные даже для Москвы цены, а кто-то отказывал, не озвучивая оснований.

В итоге, спустя долгое время поисков, было найдено арт-пространство, организованное на месте бывшего завода. Там Александру давалось 300 квадратных метров помещения с голыми белыми стенами. После договора со своим главным спонсором – Panasonic, он начал работать над пространством будущей выставки. Сам работал перфоратором, сам штукатурил, сам развешивал освещение и фотографии. И, именно такой, на первый взгляд, абсолютно проигрышный авантюрный проект на сложных денежных условиях стал невероятно прибыльным и успешным!

После, Александр наконец-то поделился главной для нас, начинающий журналистов и фотографов, информацией. И первым же советом, который озвучил Александр было следить за другими авторами, смотреть их работы, искать у них что-то новое, находить фишки. Надо заводить знакомства, учить языки, не стесняться задавать вопросы, ведь в этом суть любого журналиста. Нужно не забывать про технику: она должна быть качественной и необъёмной, не надо покупать кучу огромных объективов, чтобы никогда больше ими не пользоваться, ведь современные камеры позволяют работать с одним универсальным и делать на них восхитительные снимки. Нужно красть и копировать, так делают все современные журналисты и без этого никак. Хороший вор – учится, а плохой – снимает сливки, хороший – крадёт у многих, объединяя украденное, а потом придумывает своё. Плохой – только у одного, хороший – трансформирует, а плохой – плагиатит. В этом и есть суть журналистского воровства – украсть, не крадя.

Надо увидеть идею у кого-то и переделать под себя, украсть её, но сделать своей. Никогда не говорить, что вы, как фотограф, показываете реальный мир, ведь люди, которых вы снимаете, видят фотоаппарат в ваших руках. А если они видят камеру, то начинают на неё «работать» – позировать, улыбаться, вести себя неестественно.

И последний совет, который нам дал Александр – деньги и лайки не главное. Нужно работать на себя и ради своего удовольствия, иначе даже такая творческая работа, как фотограф-журналист, скоро надоест и перестанет приносить счастье.

С этого мастер-класса все уходили довольные, с мыслями об их будущих работах, проектах, и способах их реализации.

Анастасия Мещерякова, подшкипер отряда «Каравелла»

Денис Неугодников, пресс-центр отряда «Каравелла»


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост: